Архангельская область, г. Новодвинск,
ул. 3-ей Пятилетки, д.9.

Новации в питании

 

С чем у вас ассоциируется питание в больнице? Уверен, что это не самые приятные воспоминания, оно и понятно, ведь в больницу мы попадаем не на банкет, а для лечения, и пребываем в болезненном состоянии, когда все вокруг не кажется радужным.


Жалоб было много
И все же, питание – это такая же составляющая лечебного процесса, как и лекарства, процедуры или операции, а значит от того как организован процесс принятия пищи зависит и наше настроение, и общее состояние, и, как это ни удивительно, сроки выздоровления.


- Я убежден, что пациент должен питаться правильно и в нормальных условиях,- говорит Константин Григоров, главный врач НЦГБ.- Пора отходить от совдеповского образа больничной столовки. Нужно менять организацию питания и образ мысли пациента.


Так было до ремонта


К «столовкам» городской больницы нареканий было много – и ремонта они не видели много лет (фото вверху): облезлые стены и старая мебель вряд ли способствовали повышению аппетита, да и сама система, когда пациент брал свою порцию с подноса – пища при этом могла и остыть, если ты, например, задержался на процедурах. Я уж молчу о вечно гнутых алюминиевых вилках и ложках и щербатых тарелках. Все это видели и знают новодвинцы, которые хоть раз лежали в городской больнице, да и «Новодвинский рабочий» писал об этом неоднократно.

 

DSC 0384-1


Ну а разговоры про то, что пациентам «мяса не докладывают», «кормят одной капустой», «суп есть невозможно», слышались в любом коридоре лечебного учреждения. Скажу честно, на меня произвел неизгладимое впечатление капустный суп, который мне предложили в столовой хирургического отделения, где я лечился почти двенадцать лет назад – холодная (!) кислая водица с жухлыми листьями капусты отвратила меня тогда от больничной еды…


- Жалоб было много,- делится со мной Константин Григоров.- И мы начали искать решение этой проблемы, изучать опыт других лечебных учреждений, общаться с коллегами. Тем более, что подходили к концу контракты с предприятиями, осуществлявшими организацию питания на территории больницы. При заключении новых договоров появлялась возможность прописать новые требования к организации самого процесса питания.


Начали с ремонта
Особенно привлек представителей новодвинской больницы опыт Архангельского областного онкодиспансера, где уже несколько лет кормят пациентов по-новому.


- Онкодиспансер одним из первых стал решать задачу оптимальной организации процесса питания,- отметил главврач НЦГБ. – Сначала они объединили множество столовых в одну, отремонтировали помещение, создали систему «цветных браслетов», по которым пациент получает питание согласно той или иной диеты. Сегодня их опыт признан и активно копируется лечебными учреждениями региона.


IMG 0002-1


В НЦГБ начали с оптимизации: отныне все пациенты главного корпуса будут питаться на четвертом этаже – в столовой хирургического отделения. Здесь совместно с ОАО «Общепит» был отремонтирован зал и помещение для разогрева пищи: на смену облезлым стенам пришли стильные светлые тона, рваный линолеум заменили на новое половое покрытие.


- Здесь сменили трубы, обновили потолки, покрасили,- рассказал Константин Григоров.- Часть работ взяла на себя больница, часть по контракту – ОАО «Общепит», как победитель конкурсных процедур.


IMG 0004-1


Отдельного слова заслуживает мебель: старые, еще помнящие советскую власть столы заменили на стильные оранжевые. Общий вид столовой изменился настолько, что войдя не сразу осознаешь, что ты все в той же больничной столовке – кажется, что здесь прописалось небольшое кафе, яркое и светлое.


- Кушать в такой обстановке, уверен, будет приятно,- убежден главный врач.


«Остывшего» супа больше нет
И все же не в ремонте и мебели главные новации. ОАО «Общепит» установило здесь современное оборудование – мармиты, которые позволят сохранять блюда теплыми длительное время.


IMG 0013-1


- Есть жесткие требования по организации лечебного питания,- рассказала Вероника Викторовна Кокшарова, директор ОАО «Общепит».- В них четко регламентирована в том числе и температура подаваемых пациентам блюд. Раньше нам было сложно следовать этим нормам, но сейчас, благодаря мармитам – температурный режим поддерживается строго. Никаких «остывших» супов или второго просто не может быть.


IMG 0010-1


Да, напомню читателям, что в самой больнице полномасштабной кухни нет – завтрак, обед и ужин здесь не готовят – в обновленной столовой лишь разогревают блюда, привезенные из цеха Общепита.


- Это общая практика. Так же обслуживаются и лечебные учреждения в других городах региона,- отметила Вероника Викторовна.- Это упрощает процесс готовки, а учитывая размеры Новодвинска, приготовленные блюда даже остыть не успевают: путь от цеха до больницы занимает максимум семь минут.


Как нам стало известно, питание в больницу привозят за полчаса до режимного приема пищи – вся технологическая цепочка давно отработана и не дает сбоев: пациенты всегда будут накормлены. Кстати, само меню, состав блюд, его калорийность контролируется больницей, все блюда проверяются бракеражной комиссией, а образцы хранятся несколько дней – на всякий случай.


Яркие браслеты

Самым ярким, по крайней мере для пациентов, новшеством стали цветные браслеты, которые в апреле начали надевать на руку всем поступившим больным – совсем как на курортах. Вот только если в Турции или Египте цветной браслет – это знак «своего» в отеле, то в новодвинской больнице цвет браслета определяет диету, согласно которой вас накормят в столовой.


IMG 0028-1


- Мы ввели браслеты трех цветов: красный, синий и желтый, которые соответствуют различным диетам (общая, диабетическая или «облегченная»),- рассказал Константин Григоров.- Такая индикация позволяет буфетчицам быстро обслуживать пациентов и выдавать им именно то, что предписано врачом.


Последнее, как выяснилось, весьма актуально, ведь бывали случаи, когда, например, диабетики «добирали» хлеб, сахар, брали запретную для них манную кашу и т.д.,- теперь это невозможно, а значит и лечение будет проходить успешнее.


Пациенты пока только привыкают к новой системе и ярким браслетам на своих руках.


- Я впервые сталкиваюсь с тем, чтобы в больнице давали браслет,- улыбается Марина Сергеевна, пациент хирургического отделения.- Но мне нравится. И столовая обновилась – мне есть с чем сравнивать, я лежала здесь пару лет назад, и посуда новая, и пища стала лучше. Приятно стало ходить на обед.


IMG 0033-1


Лежачих больных кормят, как и прежде, прямо в палатах – однако и здесь новации: пищу для них раскладывают в специальные одноразовые ланч-боксы и развозят по этажам.


IMG 0036-1


- Мы стараемся сделать все для удобства пациента,- отметил Константин Григоров.- Даже в больнице, куда мы попадаем «поболеть», человек должен находиться в комфортной среде. Организация питания – один из первых шагов в этом направлении. И, как показывает мое общение с пациентами, движемся в верном направлении.


Денис Загайнов